Рынок труда

Основные направления и методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Стихийный рынок труда уже не обеспечивает своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально- экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

К тому же рынок труда - это арена столкновения интересов продавцов рабочей силы и покупателей - работодателей. Позиции этих субъектов не однозначны, зачастую продавцы уступают экономической мощи покупателей - работодателей и противоречия между ними не могут быть преодолены внутри самого рынка. Поэтому необходимо регулировать социально - трудовые отношения между субъектами рынка труда, поскольку процессы, происходящие на рынке труда, имеют не только экономическое, но и социальное, политическое, и морально - психологическое значение. Мировой опыт свидетельствует, что рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых рынков. Направления и методы государственного регулирования занятости и рынка труда разнообразны и определяются конкретной экономической ситуацией в стране, остротой проблем, возникающих на рынке труда. Наиболее распространенными из них являются:

1. Создание новых рабочих мест. Это достигается разнообразными путями: - стимулирование работодателей, создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности, в трудоемких отраслях и производствах, в отраслях, имеющих высокий мультипликативный эффект, в развитии смежных, взаимосвязанных отраслевых комплексов; финансирование службами занятости вновь создаваемых рабочих мест в сфере надомного труда и т.д.

В этих целях используются такие рычаги как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация т. д.

2. Развитие и поддержка малого бизнеса. Известно, что наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства в таких формах, как индивидуальная трудовая деятельность, увлечение числа кооперативов, фермерских хозяйств.

Кроме того, в практике развитых стран применяется такая форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам для открытия собственного дела; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга, в составлении бизнес-плана и т.п. Например, в США в результате политики активного стимулирования предпринимательской деятельности темп роста числа малых предприятий превышает темп роста населения страны в целом. Так, с 1980 по 1997 гг. население США выросло на 17,5 %, а количество предпринимательских единиц - на 71,0 %, а наибольший рост - 76,5 % продемонстрировали предприятия индивидуальной собственности, составляющие основу малого бизнеса.

3. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Это позволяет решить сразу две задачи: сократить предложение рабочей силы и обеспечить массовую ее переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, развитию биоиндустрии и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает развитые страны пересмотреть свою политику в системе образования и переподготовки. Так, США щедро финансируют свою образовательную систему, прирост средств, выделенных Министерству образования в 2002 году, составил 11,5 %, что является наивысшим показателем среди всех других министерств и ведомств.

4. Организация общественных работ. Это направление рассчитано главным образом на безработных, охваченных наиболее острыми, застойными формами безработицы. Общественные работы не требуют высокой квалификации и длятся неполный рабочий день, чтобы в оставшееся время безработные могли заняться поиском работы.

Важной функцией общественных работ является стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникновение еще 30 - 40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального (регионального) хозяйства, его социальной, транспортной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного и отечественного капитала в регионы.

Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно- правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально- трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций.

К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

Ускорение НТП, глубокие структурные изменения в экономике, быстро меняющиеся требования к качеству трудовых ресурсов предполагают необходимость создания эффективного механизма для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения.